Если при разговоре человек не смотрит в глаза, он что-то скрывает

Наш мозг получает информацию из внешнего мира с помощью пяти органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Основываясь на том, какая информация для человека наиболее значима, психологи выделяют три ведущих канала восприятия: визуальный, связанный со зрительными образами; аудиальный, основанный на восприятии звуков; кинестетический, опира­ющийся на мышечные и кожные ощущения, вкус и запах.

Каждому ведущему каналу соответствует своя система представлений о внешнем мире: визуальная, аудиальная и кинестетическая.

Наибольшее количество информации поступает, конечно, через органы зрения. Однако, оказывается, не для всех людей при общении зрительное восприятие играет самую важную роль. Вспомните, на что вы обращаете внимание, разговаривая с человеком. На то, как он одет, на тембр его голоса и интонацию речи или вас больше всего трогают аромат одежды и тела со­беседника и прикосновение его руки? Что в первую очередь вам приходит в голову при упоминании о морской прогулке? Синяя водная гладь и яркая зелень пальм на желтом песке? Рокот при­боя и пронзительные крики чаек? Дуновение теплого морского бриза и соленый запах моря? В зависимости от того, какая инфор­мация кажется вам наиболее значимой, вас можно отнести к одно­му из трех типов — визуалам, аудиалам или кинестетикам.
Если при разговоре человек не смотрит в глаза, он что-то скрывает
Наличие ведущего канала восприятия не означает, что дру­гие каналы бездействуют и не имеют значения. Они работают, но информация, поставляемая ими, менее значима, чем полу­ченная из ведущего канала.

Различия между аудиалами, визуалами и кинестетиками проявляются не только в восприятии информации, но и в речи, манере слушать собеседника и одежде.

У визуалов обычно громкий и уверенный голос, при разговоре они жестикулируют, а в речь включают имеющие отношение к зрению словосочетания («видимо», «мне кажется», «на мой взгляд», «моя точка зрения», «это очевидно», «как вы на это смотрите?», «мне не ясно, что вы имеете в виду», «пустить пыль в глаза»), глаголы («смотреть», «видеть», «наблюдать») и при­лагательные («ясный», «яркий», «красивый» и обозначающие цвета). Эти люди в первую очередь обращают внимание на внешние проявления — одежду, обстановку помещения. Они сами предпочитают ярко и заметно одеваться, для них важнее внешний вид одежды, чем ее функциональность или удобство. Визуалы обладают хорошей зрительной памятью. Художники, фотографы, стилисты и архитекторы — все это люди с ярко вы­раженным ведущим визуальным каналом восприятия. Именно визуалы при разговоре смотрят собеседнику в глаза и требуют от него того же. «В чем вы видите решение данной проблемы?» — коронная фраза начальников-визуалов.

В противоположность им аудиалы — люди со спокойным мелодичным голосом, нередко склонные разговаривать сами с собой. При разговоре они часто склоняют голову набок, словно прислушиваются. В их речи преобладают слова, связанные со способностью слышать: «мне послышалось», «говорить», «чет­кий ритм», «подобные речи — музыка для моих ушей», «полная гармония», «непонятно, как китайская грамота» — такие обороты характерны для речи аудиалов. Они обращают большое внимание на интонацию, речь и голос собеседника. Именно аудиалов больше, чем других людей, обижает высокомерный или невежливый тон. Зато если им приятен голос партнера и его манера разговаривать, они, скорее всего, легко найдут с ним общий язык. При разговоре аудиалы имеют привычку смотреть в сторону, словно поворачиваясь к собеседнику ухом. Их раздражает шум, фальшивая музыка и резкие звуки. Обладая хорошей слуховой памятью, они легко запоминают устные инструкции. Профессии наиболее выраженных аудиалов — композитор, музыкант и переводчик. Любимый вопрос руководителя-аудиала, обращенный к подчиненным: «Что вы скажете по поводу этой проблемы?».

Кинестетики — это люди с тихим медленным, а иногда сла­бым и неуверенным голосом. При разговоре взгляд кинестетика направлен вниз и он вечно крутит что-нибудь в руках — ручку, карандаш или пуговицу пиджака. Кинестетик любит прика­саться к собеседнику во время разговора. Он чувствует себя комфортно, если есть опора для тела, поэтому часто стоит, прислонившись к стене или дверному косяку, опираясь на стол, или сидит, «растекаясь» телом по стулу или креслу — главное, чтобы было удобно. Его любимые слова — «я чувствую», «ка­саться вопроса», «придерживать», «теплые цвета», «приятный собеседник», «уютная обстановка». В одежде для кинестетика главное — практичность и удобство, а не красота. Он может неделями ходить в одной и той же рубашке только потому, что она приятна телу.

Кинестетики любят спокойные цвета, но цветовой гамме одежды часто не придают никакого значения. Если вы встретите человека в костюме несочетаемых оттенков, може­те не сомневаться — перед вами человек чувств и ощущений. Кинестетикам труднее всего общаться с визуалами, для кото­рых важен зрительный контакт. Пристальный взгляд вызывает у кинестетиков чувство дискомфорта и неудобства, а визуалы, в свою очередь, часто обвиняют кинестетиков в том, что те невнимательны, погружены в себя и не слушают собеседника, поскольку кинестетики при разговоре постоянно ищут что-то взглядом у себя под ногами. Кинестетики хорошо запоминают вкусы, запахи и ощущения. Эти люди—гурманы в еде, ароматах и телесном комфорте. Начальник-кинестетик, вероятно, предложит подчиненным «окунуться в решение проблемы».

Конечно, 100%-ных визуалов, аудиалов или кинестетиков не существует, хотя один из каналов восприятия может быть выражен очень сильно. Обращая внимание на манеру разговаривать и одеваться другого человека, можно предположить, какая си­стема восприятия у собеседника ведущая, и сделать поправку на это: визуалу — посмотреть в глаза и похвалить его новый костюм; не повышать голос при общении с аудиалом и беседовать с ним в спокойной дружелюбной манере; не «буравить» взглядом кинестетика, а предложить ему присесть в уютное кресло. Если вы будете поступать так сознательно, понимая истинную причину своего и чужого поведения, многие проблемы в общении с людь­ми исчезнут. Тогда, если вы, например, визуал, вас не обидит то, что человек-аудиал при разговоре с вами смотрит в сторону и словно думает о чем-то постороннем (хотя на самом деле он вас внимательно слушает), а взгляд кинестетика, направленный себе под ноги, не будет восприниматься вами как попытка скрыть что-то очень важное; если же вы, к примеру, кинестетик, вас не смутит пристальный взгляд и не посетит чувство дискомфорта, если вы будете знать, что ваш собеседник — визуал.

Вы обращали внимание, как притягательна реклама? Один из ее секретов кроется в том, что она стремится воздействовать на все три канала восприятия одновременно: яркая динамичная картинка рассчитана на визуалов, звуки музыки и приятный голос за кадром действуют на аудиалов, а повторяющиеся слова «вкус», «аромат», «нежность», «прикосновение» и «ощущение» подключают кинестетиков; поэтому хорошо продуманный ре­кламный ролик буквально притягивает людей.

Попробуйте определить свою ведущую систему или веду­щий канал восприятия автора этих строк.

На ту же тему
Обсуждение: 2 комментария
  1. Елена:

    Автор — кинестетик 🙂

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Интересные факты, мифы, заблуждения © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх