Зачем больные проказой стали носить колокольчики ?

Колокольчики имели цель привлекать людей, а не отпугивать их.

Издревле прокаженных вынуждали жить в изоляции. В Европе закон запрещал им вступать в брак, завещать и представать перед судом; разговаривать со здоровыми людьми прокаженному дозволялось, лишь встав по ветру от них. В Ветхом Завете Господь велит Моисею «выслать из стана всех прокаженных».

Жесткость объяснялась тем, что проказа считалась скорее наказанием, нежели инфекционной болезнью, — внешней «нечистотой», вызванной грехом внутренним; карой господней за мысли сладострастные или еретичес­кие. И объявлял человека прокаженным не врач, а свя­щенник.

В начале XII века ситуация изменилась — благодаря двум вещам. Во-первых, многие рыцари, возвратившиеся из Крестового похода в 1099 г., подхватили проказу в Святой земле. Вторым решающим аргументом стал сдвиг в консенсусе богословов относительно ключевого пасса­жа из Библии. Имея в виду Мессию, пророк Исайя писал:Зачем больные проказой стали носить колокольчики

«Мы думали, что Он был поражен, наказан и уничижен Богом». Древнееврейский глагол для слова «поражен» — nagua. И когда некий безвестный библеист заметил, что везде, где в Ветхом Завете появляется слово nagua, оно означает «пораженный проказой», вывод напрашивался сам собой: Исайя предсказал, что Иисус будет страдать за нас тем, что с ним станут обращаться как с прока­женным.

В результате проказа получила полный ребрендинг — уже как «болезнь праведная». Пораженные проказой кре­стоносцы не были наказаны Господом, — наоборот, Он отметил их для особой награды за их богоугодные по­двиги и дела. Сам Франциск Ассизский (1182—1226), пе­решагнув через отвращение, заключил одного из прока­женных в объятия и превратил заботу о них в главную миссию основанного им монашеского ордена. Дочь Генри­ха I Матильда (1102—1167) открыла больницу для прока­женных на улице Холборн в Лондоне и публично омыва­ла и целовала им ноги. Монархи и аристократы Европы соревновались за право первым одарить ту или иную колонию прокаженных.

Сами прокаженные получили особые привилегии, главная из которых — право просить милостыню. В не­которых местах им полагалась фиксированная часть всех продуктов, продававшихся в базарный день. На протяже­нии 200 лет больные проказой — пусть они и жили отдельно — свободно заходили в храмы и совершали паломничества вместе со здоровыми людьми. Тогда-то и зародилась практика носить колокольчики. Своим звоном те не отпугивали людей, а, напротив, приглашали сделать пожертвование: помочь прокаженному считалось делом богоугодным.

Отношения вновь испортились с приходом эпидемии «черной смерти» (1348—1350) (чуму нередко называли «проказой»), но к середине XV века это уже было неваж­но: в Британии не осталось почти ни одного прокажен­ного.

Больные проказой особенно восприимчивы к бубон­ной чуме и туберкулезу (бактерия туберкулеза — бли­жайшая родственница бактерии проказы). И когда в XIV—XV веках волна инфекционных болезней захлест­нула Европу, и без того ослабленный иммунитет прока­женных сразу давал сбой. Число их резко сократилось, и скоро прокаженных осталось настолько мало, что не­кому стало разносить «святую» болезнь. Звон их коло­кольчиков умолк навсегда.

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Интересные факты, мифы, заблуждения © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх