Значение сигнала SOS

Самыми распространенными версиями ответа на то, что означает сигнал SOS, являют­ся вот такие: «Save Our Ship» (спасите наш корабль), или «Save Our Souls», «Save Our Spirits» (спасите наши души), или «Swim Or Sink» (плывите или утонем).

Ни одна из этих версий ничего общего с истиной не имеет. Нет, конечно, можно расшифровывать эту аббре­виатуру и так, а можно придумать еще несколько подхо­дящих фраз. Но к истине это отношения иметь не будет тоже!

Сигналов бедствия, существовавших до изобретения телеграфа, великое множество.

Это и пушечные выстрелы с минутными интервалами, и черный квадратный флаг, над или под которым распо­лагается что-либо похожее на шар. Зажженная на палубе смоляная бочка или открытый огонь от другого источника пламени будут означать то же самое: терпим бедствие!Значение сигнала SOS

Да и после оснащения судов современными средствами связи визуальные сигналы не утратили своего значения. Красные ракеты, запускаемые с короткими интервалами, клубы дыма оранжевого цвета, оранжевое полотнище с черным квадратом посредине. Последнее раскладывают на палубе для того, чтобы подать сигнал авиаторам.

Можно передать сигнал бедствия и с помощью флажков. Во флажном семафоре есть специальный сигнал: медлен­ное поднимание и опускание рук, вытянутых в стороны.

И означает он то же самое, что и комбинация из букв, переданная с помощью азбуки Морзе: S — три точки, О — три тире и вновь три точки S. Этот сигнал передается не­прерывно, без пауз между буквами.

Но международным сигналом SOS стал не сразу. И причина в острой конкуренции, развернувшейся в кон­це XIX века между первыми радиокомпаниями. «Телефункен», «Международная морская компания связи Маркони» и «Сляби-Арко» утвердили свои сигналы, предлагая дру­гим использовать именно их.

Так, компания Маркони обязала суда, на которых был установлен радиотелеграфный аппарат их производства, передавать в эфир азбукой Морзе буквы CQD. Буквы CQ были уже применявшимся сигналом вызова всех радио­станций, a D присовокупили к ним как первую букву анг­лийского слова «опасность» — «danger». К этому буквосо­четанию моряки подобрали фразу, каждое слово которой начиналось с букв сигнала: «Соmе Quick, Danger» (спеши­те к нам, опасность).

В 1903 году в Берлине состоялась Первая междуна­родная радиотелеграфная конференция. На ней предста­витель Италии, капитан Бономо, предложил судам пере­давать сигнал, состоящий их букв SSSDDD, но протокол конференции этот сигнал не узаконил. Тем не менее чет­вертый параграф протокола в рекомендательной форме предлагал «всем станциям беспроводного телеграфа, если это возможно, давать приоритет сигналам о помощи, по­лучаемым от кораблей в море».

К необходимости использовать радиотелеграф в слу­чае морских катастроф связистов и судовладельцев под­толкнул случай с американским плавучим маяком «Нант­кет». Сильный шторм, разразившийся на море 10 декабря 1905 года, изрядно потрепал «Нантакет», сильная течь которого грозила отправить сооружение на дно. Радист маяка сумел установить связь с Ньюпортом, отправив со­общение: «Помогите. Плавучий маяк «Нантакет» терпит бедствие. Направьте помощь откуда угодно». И помощь в виде тендера «Азалеа» подоспела вовремя. Люди с маяка перебрались на судно, а сам маяк спасти не удалось, он за­тонул во время транспортировки к берегу. Роль телеграф­ной связи была убедительно продемонстрирована.

В 1906 году в Берлине состоялась Вторая международ­ная радиотелеграфная конференция. Основной целью это­го совещания, в котором приняли участие представители 29 стран, было установление единого сигнала бедствия.

За основу было принято предложение немецкой ком­пании «Сляби-Арко», пользовавшейся сигналом SOE.

Однако был отмечен существенный недостаток этого буквосочетания: последняя буква сигнала «Е» в азбуке Морзе передается одной точкой. При неустойчивом при­еме сигнал мог быть услышанным и истолкованным не­верно. И практически единогласно делегаты конференции приняли предложение заменить Е на S. Так SOS стал офи­циальным международным сигналом.

Но еще долгое время терпящие бедствия пользовались разными сигналами. И даже 15 апреля 1912 года радист «Титаника» Филиппе в 0 часов 05 минут передавал в эфир два сигнала бедствия: CQD и SOS.

Кстати, именно после этой трагедии сигнал SOS был признан радистами всех стран. А многочисленные «рас­шифровки» появились в разное время сами собой, их ник­то не узаконивал.

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Интересные факты, мифы, заблуждения © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх