- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
Древняя Русь была далеко не целомудренной, но с принятием христианства практически ничего не изменилось, как ошибочно считают некоторые историки.
Война с татаро-монголами привнесла на Русь ощутимый пласт новых нравов и обычаев. Женщины были удалены из общественной жизни, а их образование сведено к нулю. К XVI веку какие-либо романтические или чувственные взаимоотношения между мужчинами и женщинами практически исчезли (по крайней мере нет никаких письменных свидетельств обратного), зато, по многочисленным свидетельствам (как русским, так и иностранным), Россия вошла в эпоху прямо-таки «повального мужского гомосексуализма».
Что же по этому поводу думала церковь? Ее заботило распространение содомии в монастырях, но к мирским проявлениям она относилась достаточно спокойно.
В «Домострое» гомосексуализм упоминается вскользь, в «Стоглаве» ему отводится отдельная глава, однако в нем же пьянство, например, осуждается куда более эмоционально и строго. Очевидно, осуждение помогало слабо, так как в уставе преподобного Евросия и преподобного Иосифа Волоцкого уже присутствует запрет на допуск в монастырь «подростков мужского пола». Свидетельства современников показывают, что подобные меры подразумевали не гипотетическую опасность, а основывались на существовавших печальных реалиях. Так, содомии был подвержен даже глава русской церкви митрополит Зосима.
Дошло до того, что старец Филоефей из псковского Трех-святительского монастыря умолял князя Василия Ивановича «искоренить из своего царства горький плевел содомии». Сочинения митрополита Даниила (XVI век) тоже содержат немало обличающих содомию глав, в том числе осуждающих мужские обычаи того времени румяниться и выщипывать бороду и усы. А преподобный Максим Грек и вовсе призывал сжигать содомитов на кострах и предавать их вечной анафеме. В послании середины XVI века митрополит Макарий жаловался, что государевы воины «содевали со младыми юношами содомское зло, скаредное и богомерзкое дело», а также не гнушались и пленными, используя их в качестве наложников.
Английский поэт Джордж Тэрбервилл после поездки в Москву в составе дипломатической миссии 1568 года отмечал в своих воспоминаниях открытый гомосексуализм среди русских крестьян, которому он даже посвятил одно из своих стихотворений.
Хоть есть у мужика достойная супруга.
Он ей предпочитает мужеложца-друга.
Он тащит юношей, не дев, к себе в постель.
Вот в грех какой его ввергает хмель.
Записки митрополита Даниила (1530-е годы) рисуют облик гомосексуалистов того времени: «Женам позавидев, мужское свое лице на женское претворяши, или весь хощеши жена быти?» Впрочем, дальше гневных слов дело так и не заходило. Когда по всей Европе содомитов казнили, пытали и сжигали на кострах, русское законодательство это явление не упоминало и оставляло безнаказанным. По словам историка Сергея Соловьева, «нигде, ни на Востоке, ни на Западе, не смотрели так легко, как в России, на этот гнусный, противоестественный грех».