- Как умер гунн Аттила ? к записи
- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
Каждый, кто хотя бы раз водил детей в зоопарк, знает, как трудно оттащить их от обезьяньих клеток. Это вроде фильма категории 12А — «сцены умеренного насилия с некоторым сексуальным подтекстом». Дети обожают обезьян, поскольку чувствуют с ними прямую связь, — и тут они абсолютно правы: лишь человекообразные, такие, как орангутанги, шимпанзе и гориллы, ближе нам по родству.
Интересно, что уже через пару десятков лет после того, как слово monkey появилось в английском языке (в 1530 году, хотя происхождение слова до сих пор не ясно), англичане начали использовать его как ласковое прозвище при обращении к детворе.
Повсеместно, где встречаются обезьяны, они обитают большими группами. Относительно крупный мозг и присущая от природы сообразительность позволяют им справляться с непростыми взаимодействиями внутри группы, требуемыми для поддержания порядка. Чем больше мы узнаем об обезьяньих сообществах, тем сильнее они напоминают нам нас самих. Семилетние мальчуганы наверняка обрадуются, узнав, что у белопогонных ангольских колобусов (Colobus angolensis) пуканье считается дружеским приветствием (подобно многим обезьянам, колобусы питаются листьями, так что пустить ветры для них — дело святое).
А распространенная практика «груминга» (то есть «чистки») с целью подмазаться к самцу-доминанту определенно отдает логикой наших школ. (Хотя большинство современных школьников вряд ли станут выискивать вшей и чешуйки отмершей кожи у главного задиры на перемене.) Поведению более взрослого человека также найдется свой обезьяний эквивалент.
Обезьяны планируют загодя:
гривистые мангобеи (Lophocebus albigena), к примеру, принимают решения, исходя из погодных условий. Они не только помнят места, где однажды собирали особенно сочные фиги, но и дожидаются тепла и солнца, прежде чем отправиться в очередную вылазку за, провиантом.
Дикие зеленые мартышки (Chlorocebus aethiops) демонстрируют типично людское отношение к выпивке. На карибском острове Сент-Китс эти обезьянки пристрастились болтаться у местных баров и допивать коктейли, оставленные посетителями на столах. Большинство местных мартышек — народ умеренный: пьют изредка, скромно и за компанию. Они предпочитают алкоголь, разбавленный соком фруктов, и никогда не употребляют спиртное с утра. Есть те, кто отказывается пить вообще, но остальные 5% — завзятые алкаши: напиваются до потери пульса, шумят, цепляются к другим и даже Пьянство — не единственный наш общий порок.
Эксперимент с макаками-резусами (Масаса mulatto.) показал, что их самцы готовы «платить» за возможность посмотреть на фотографии «филейных» частей самок или изображения лидеров стаи, жертвуя ради этого стаканом любимого вишневого сока. На первом месте оказались пикантные картинки — чтобы взглянуть на них, макаки отказывались от сока вообще. Портрет макаки-лидера «на сухую» не проходил: под это приходилось наливать хотя бы половину стакана. Ну а фото члена стаи, находящегося на более низкой иерархической ступеньке, макаки удостаивали взглядом лишь за дополнительную порцию сока.
Некоторые виды обезьян пошли еще дальше и взяли в собственные руки закон.
Свинохвостые макаки (лапундеры) (Масаса nemestrina) «избирают» своих старших собратьев в своеобразную «народную дружину»: их задача — разруливать конфликты и поддерживать порядок в группе. Авторитет дружинников высок настолько, что применение силы почти не требуется, — правда, стоит убрать их из коллектива, как в нем тут же образуются клики и вся сплоченность группы разваливается на глазах.
При всей схожести все же между обезьянами и людьми пролегает пропасть, заполнить которую может лишь наше воображение. Макаки прекрасно знают, что мы передразниваем их, но, какими бы сообразительными они ни были, не в состоянии совершить скачок и передразнить нас. Тем не менее связь все же остается — возможно, даже на уровне врожденных инстинктов. Как выяснили недавно ученые из Канады, новорожденные младенцы до трехмесячного возраста реагируют на голос макак-резусов так же положительно, как и на человеческую речь.