- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
Она есть.
Идею о том, что Британия имеет «неписаную конституцию», профессор Верной Богданор, ведущий эксперт по конституционному праву, назвал «дезориентирующей».
Правила, устанавливающие политическое равновесие между теми, кто управляет, и теми, кем управляют, изложены в письменном виде. Просто они записаны не в одном месте.
Британская конституция состоит из нескольких документов, включая Великую хартию вольностей (1215), Петицию о праве (1628), Билль о правах (1689), Акт о престолонаследии (1701), Акты о парламенте (1911 и 1949) и Акт о народном представительстве (1969). Вместе они охватывают большую часть важнейших принципов и конституционных норм — тех, что в других странах излагаются в одном официальном тексте: о недопустимости отказа в правосудии или задержки правосудия; что ни один налог не может быть увеличен без одобрения парламента; что ни один человек не может быть заключен в тюрьму без справедливого судебного разбирательства; что судьи независимы от правительства; что невыборные лорды не могут бесконечно блокировать законы, принимаемые выборной палатой общин. Здесь также говорится о том, кто может голосовать и как происходит передача королевской власти.
Помимо этого существует так называемое «прецедентное право», когда решения судов становятся частью конституции государства. Наглядный пример — судебное решение о прокламациях (1611), содержащее формулировку положения о том, что король (и, следовательно, его современный эквивалент — правительство) не может объявить преступлением то, что таковым до этого не считалось. Иными словами, ничто не является противозаконным до тех пор, пока его не признает таковым соответствующий и надлежащим образом принятый закон.
Причина, почему у Британии нет единого письменного конституционного документа (который есть практически у всех других парламентских демократий), — это возраст страны. Эволюция британского государства происходила на протяжении полутора тысячелетий. У нас не было отцов-основателей или момента создания, так что конституция продолжала и продолжает развиваться пошагово.
Отсюда и ряд неожиданных упущений. Так, британский кабинет не имеет статуса законного существования; по сути, это вопрос договоренности в чистом виде. Закон не устанавливал ни одну из палат парламента, и, хотя пост премьер-министра официально признан с 1937 г., британский закон никогда не определял, в чем конкретно заключается роль премьера.
Однако все это не так уж и необычно, как может показаться на первый взгляд. В мире нет ни одной конституции, где авторы смогли предусмотреть всё. В Конституции США, например, нет ни слова о том, как следует проводить выборы.
Трудно сказать, удивит этот факт граждан США или нет. Проведенный в 2002 г. факультетом права Колумбийского университета опрос показал, что почти две трети американцев считают фразу «От каждого по способностям, каждому по потребностям» цитатой из Конституции США, а не лозунгом, вышедшим из-под пера основателя коммунизма Карла Маркса (1818—1883).