- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
Многочасовые перелеты вредны для здоровья. Но правда ли, для беременных женщин они особенно опасны?
Многие десятилетия ученые считали, что частые перелеты могут увеличить риск осложнений во время беременности, утверждая, что низкий уровень кислорода, повышенная радиация и другие условия на борту самолета могут повредить развивающемуся плоду. Некоторые даже подозревают, что это может вызвать у него врожденные дефекты. (За каждые три или четыре часа полета организм подвергается действию радиации, эквивалентной той, что получают при рентгене грудной клетки.)
Много веков такой проблемы не существовало. Из соображений безопасности девять месяцев беременности проходили практически в изоляции: беременная женщина бросала работу, не выходила из дома и обрывала все социальные связи. Тогда и речи не могло быть о том, чтобы позволить будущей матери совершить путешествие в легкой конной коляске.
Сегодня это в прошлом. Для многих женщин беременность означает тошноту по утрам, дополнительные визиты к врачу и пару недель отпуска по уходу за ребенком, которые она выкраивает из своего напряженного расписания. Опросы показывают, что, хотя большинство беременных женщин боятся потенциальных воздействий перелета на своих малышей, многие считают, что у них нет другого выбора: они вынуждены летать на самолетах, чтобы не рисковать карьерой.
К счастью, беременные женщины могут летать на самолете без опасений. Многие исследования изучали связь между полетами и риском осложнений, и пока ни одно из них ее не обнаружило. Одно из самых подробных исследований было опубликовано в 1999 году. Оно изучало состояние женщин, которые летают больше, чем кто-либо другой — бортпроводниц.
В исследовании, опубликованном в «Журнале производственной медицины» (Journal of Occupational and Environmental Medicine), с 1973 no 1994 гг. анализировались истории болезни и рабочие графики 1751 беременной стюардессы. Хотя оно не выявило высоких показателей осложнений, все же обнаружилось, что проводницы, которые работали на ранних сроках беременности, имели несколько более высокий риск выкидыша, чем их коллеги, которые взяли отпуск.
Но было неясно, ответственны ли за это дополнительный стресс или различные другие факторы. Например, другое исследование, опубликованное годом раньше, показало, что хотя беременные стюардессы, которые летали много часов, имели более высокий риск выкидыша, чем их коллеги, взявшие отпуск, у них был такой же риск выкидыша, как и у других работающих женщин (примерно 10-20%).
После нескольких лет исследования Американский колледж акушерства и гинекологии в 2001 году опубликовал доклад, в котором говорилось, что воздействие радиации на среднестатистическую беременную женщину во время полета является минимальным. Маловероятно, чтобы низкое давление в салоне самолета влияло на поступление кислорода к плоду. Группа ученых рекомендовала женщинам летать только до 36-ой недели беременности — не потому, что это вредно для младенца, а потому, что есть риск родить прямо во время полета.