- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
Кто не слышал о зверствах католической инквизиции? Мы узнаем о них еще со школьной скамьи.
Да и сам термин «инквизиция» так прочно связан с католической церковью, что почти никто не задумывается, могла ли быть инквизиция православная. Тем более, что и сама православная церковь долго не желала признавать подобного.
Обратимся к историку Н. Карамзину. Судили еретиков, как правило, по градскому, а не церковному закону, но это было лишь одной видимостью. В борьбе с ересью православная церковь применяла не менее «инквизиционные» методы, чем католическая: были и розыски, и пыточные допросы, и прочие способы выяснить истину.
Зачастую православные священники вели весь судебный процесс и на свое усмотрение выбирали наказание.
Еретиков и ослушников нередко отправляли на костер церковной властью, светская же всего лишь являлась исполнительницей церковных приговоров. В свое время один из основателей православной инквизиции (Иосиф Волоцкий) заявил, что царь, отказывающийся бороться с ересью, является не слугой божьим, а дьяволом.
Хотя это и не афишировалось, в русской церкви существовали специальные органы для расследования преступлений против религии и церкви, где рассматривались дела о богохульстве, ворожбе, святотатстве и ереси. Православная инквизиция имела собственных подьячих, охрану и тюрьмы.
В некоторых случаях, когда обвиняемых следовало подвергнуть пыткам для «дознания истины», делами еретиков занимались и светские органы, такие как Преображенский и Сыскной приказы, Тайная канцелярия и т. д. Но и там за ведением следствия продолжала наблюдать церковь. Если же светский суд, по ее мнению, проявлял недостаточно усердия, инквизиция могла пожаловаться на ослушников даже царю, дабы тот напомнил им о том, что местные власти обязаны принимать направленных церковью людей «для полного дознания».
Так что единственное отличие между католической и русской инквизицией состояло, пожалуй, в наборе пыток, да еще в том, что католики инквизицию основали официально, а в России инквизиционные методы применялись как бы между прочим, рука об руку с другими церковными деяниями. Хотя было, пожалуй, и еще одно отличие.
Если последние процессы католической инквизиции относятся к XVII веку, то православная инквизиция даже в XVIII веке продолжала организовывать новые управления для ведения дел против церкви.