Самолеты, созданные с применением технологии «Стелс», стали настоящими легендами и породили множество мифов. Недаром теперь и сами эти самолеты в народе называются не иначе, как «Стелсы», что в корне неверно. Однако речь сейчас о распространенном мифе, говорящем об абсолютной невидимости техникис применением технологии «Стеле» в радиодиапазоне.
Оказывается, что самые яркие представители «Стелсов» — американский ударный самолет F-117 и стратегический бомбардировщик В-2 — вовсе не такие уж и «невидимки», как о них принято думать и говорить.
«Стелс» — технология, позволяющая снизить вероятность обнаружения снижения военной техники в радио- и инфракрасном диапазонах. Необходимо сразу уточнить, что данная технология не сводится к специальному сверхсекретному покрытию — это целая наука, предлагающая массу способов снижения вероятности обнаружения самолетов, кораблей, танков и другой техники средствами противника.
Интересно, что наиболее активные разработки в этой области ведутся в США — там созданы знаменитые F-117, ставшие первыми серийными самолетами, построенными по технологии «Стеле» (в 2008 году все машины были сняты с вооружения). И в США все еще служат стратегические бомбардировщики В-2, внешний вид которых стал четко ассоциироваться со словом «Стеле». Ни в России, ни в других странах настоящих «Стелсов» пока нет — все самолеты, на которых будет применена эта технология, пока находятся на стадии испытаний.
Однако многие государства, в том числе и Россия, обладают техникой, в которой были приняты лишь некоторые меры по снижению заметности. Это и самолеты-истребители, и стратегические бомбардировщики, и корабли.
В среде непрофессионалов относительно технологии «Стеле» создалось стойкое убеждение в ее высокой эффективности. Но это не совсем так: знаменитый случай уничтожения самолета F-117 зенитно-ракетным комплексом «Куб» советского производства показал, что технология имеет свои изъяны. Несовершенство «Стелсов» признают и специалисты.
В малозаметной технике используются два приема — придание внешней формы, максимально рассеивающей падающие на объект радиоволны, и использование радиопоглощающих материалов. И у каждого из этих способов есть свои недостатки.
В частности, специальные покрытия неспособны поглотить всю мощность падающих радиоволн. Кроме того, покрытие не может охватить весь спектр излучения — на каких-то диапазонах оно работает хорошо, на каких-то — нет. Придание особой геометрии самолету также не гарантирует рассеивания радиоволн всего частотного спектра.
Поэтому и оказался эффективным комплекс «Куб» — его локаторы работали в сантиметровом радиодиапазоне, а на этих частотах технология «Стеле» показывает не самые лучшие результаты. Также в спектре есть и еще ряд частот, на которых обнаружить самолет-невидимку не так уж и сложно.
Да, технология «Стелс» помогает снизить заметность самолетов и кораблей, однако она отнюдь не делает технику «невидимой». Поэтому обнаружить «Стелсы» можно, хотя это и сложнее, чем обычные самолеты.