- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
В Йоркшире.
В 1953 г. британские ученые всерьез рассматривали идею взорвать атомную бомбу рядом с деревушкой Скипси (англ. Skipsea), на побережье Восточного Йоркшира, на пути между Брайдлингтоном и Хорнси. 630 жителей, средневековая церковь да руины норманнского замка — вот и весь Скипси.
Именно эта тихая прибрежная обособленность — плюс близкое соседство с базой Королевских ВВС в Халле — привлекла к деревне внимание ученых из Института атомной энергии в Олдермастоне. Те как раз занимались поиском подходящей площадки на территории Соединенного Королевства для взрыва надземной атомной бомбы — второго ядерного испытания после успешного подводного взрыва у берегов архипелага Монте-Белло, расположенного неподалеку от северо-западного побережья Австралии, в 1952 г., — и Скипси подходил им по всем статьям.
Неудивительно, что местная община восприняла идею в штыки, указывая, что испытательный полигон в этом случае окажется в опасной близости от пляжных домиков и бунгало и что одна из полос отвода земель проходит прямо через него. Олдермастоновцы в итоге сдались и переориентировали свои планы на Австралию.
Результаты испытаний на полигоне Маралинга, в Южной Австралии, в ходе которых в 1956—1957 гг. было взорвано семь надземных ядерных и термоядерных устройств, показали, сколь близко находилась Скипси (и все Соединенное Королевство) от катастрофы. Вся внутренняя территория австралийского континента подверглась сильному радиоактивному заражению: контрольные пункты, разнесенные друг от друга на 3200 км, регистрировали повышение радиоактивности в сто раз. Значительные радиоактивные осадки выпали даже в Мельбурне и Аделаиде.
Маралинга всегда считался местом огромной духовной значимости у местных аборигенов — питъянтъятъяра (что в переводе с местного диалекта означает «Поле Грома») и янкунитъятьяра, — эвакуация которых была налажена из рук вон плохо. После взрывов особой охраны полигона организовано не было, а все предупреждающие знаки были на английском языке. В результате многие аборигены уже скоро вернулись в родные места.
Еще ужаснее, что британских и австралийских военных сознательно посылали работать на полигоне, дабы проверить на них эффект радиоактивности в случае боевых действий с применением ядерного оружия. По оценкам экспертов, 30% из 7000 военных, работавших на полигоне Маралинга, умерли от различных раковых заболеваний до достижения шестидесяти лет. Воздействие на австралийских аборигенов оказалось еще трагичнее: слепота, пороки развития и высокий уровень раковых заболеваний.
В 1984 г., под давлением.ассоциации ветеранов и групп местного населения, была создана специальная Королевская комиссия Макклелланда. В ходе расследования Комиссия пришла к выводу, что все семь ядерных испытаний проводились «в неподходящих условиях», и рекомендовала провести повторную реабилитацию испытательных участков. Реабилитационные работы были полностью завершены лишь в 2000 г. В 1994 г. для местных жителей был основан компенсационный фонд в 13,5 миллиона долларов. Ограниченные компенсации получили и австралийские ветераны.
На момент написания данной статьи правительство Соединенного Королевства так и не предложило никакой компенсационной схемы для оставшихся в живых британских участников национальной программы ядерных испытаний.