Наверняка почти все заблуждаются, думая, что лицензии нужны для защиты потребителя.
Всяческие подтверждения и, соответственно, различные ограничения на выполнение конкретной работы или на определенные профессии, например, лицензии, сертификаты, экзамены, дипломы — служат будто бы для защиты общества от подделок.
Немцы любят по рассуждать, например, о том, что дескать массажисты обязаны иметь диплом, который подтверждает «допуск» к человеческому телу и что это делается для блага клиентов. Профессии различного спектра – от трубочиста и таксиста до парикмахера и адвоката – у всех должны быть получены свидетельства, которые подтверждают их умение и право на выполнение определенного вида работ, якобы для защиты общества от шарлатанов.
Но, если углубиться в суть данного вопроса, приоритетная цель таких сертификатов – защита интересов корпораций. Ведь все проверки проходят только новички, а когда аптекарь, врач, трубочист или адвокат влились в цеховые ряды, они «варятся» в этой кухне всегда.
Любопытный факт, что не потребитель, а именно производитель заботится о получении лицензии, и все само собой встает на свои места, кто именно хочет защитить себя. Экономист Милтон Фридман, нобелевский лауреат, писал: «Официальный мотив всегда один и тот же – забота о потребителе. Но в действительности – это лоббирование собственных интересов. Безусловно, слесари?водопроводчики лучше других понимают, от чего им надлежит оградить рядового клиента (чтоб сами не совались). Но наивно полагать в этом заботу о потребителе».