- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
Первый капитан, обогнувший Землю был Хуан Себастьян Элькано. А разве не Магеллан? Конечно, нет! Магеллану это сделать не довелось.
Фернандо Магеллан происходил из знатного, но небогатого дворянского рода. В 1492-1504 годах он был пажом португальской королевы. Изучал навигацию, астрономию, космографию. В 1505-1513 годах Магеллан принимал участие в морских сражениях с арабами, после чего получил чин капитана.
В 1517 году Магеллан перешел на службу к испанскому королю Карлу, которому и предложил проект большого плавания. Его целью было найти западный путь к богатым пряностями Молуккским островам Малайского архипелага в Индонезии.
Дело в том, что в 1493 году буллой папы римского была закреплена линия демаркации, проходившая вдоль меридиана неподалеку от островов Зеленого Мыса. Новые земли, открытые к западу от нее, отходили в собственность Испании, восточнее — Португалии.
Магеллан взялся отправиться на Запад и достичь Молуккских островов, таким образом доказав их принадлежность Испании. Чтобы осуществить задуманное, Магеллану предстояло найти пролив, связывающий Атлантический океан с Южным морем, как тогда называли Тихий океан.
Эти воды были открыты европейцам в 1517 году конкистадором Васко Нуньесом де Бальбоа. 22 марта 1518 года проект был утвержден и Магеллан назначен руководителем флотилии. Участникам плавания обещали двадцатую часть захваченных богатств.
20 сентября 1519 года пять небольших судов — «Тринидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсьон» и «Виктория» — вышли в море. На них в плавание отправилось 265 моряков. Ни о каком кругосветном путешествии речь не шла. Это было коммерческое предприятие, и, загрузившись пряностями, Магеллан собирался вернуться тем же путем, каким добрался до островов.
В конце декабря экспедиция достигла Ла-Платы и в течение месяца тщательно обследовала залив. Однако найти из него выход в Южное море не удалось, его просто не было. 2 февраля 1520 года суда двинулись дальше вдоль атлантического побережья Южной Америки. На ночь корабли вставали на якорные стоянки, так как Магеллан боялся в темноте не увидеть пролив, который он так упорно искал. Так продолжалось до 31 марта, когда Магеллан принял решение встать на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Недовольные условиями плавания и безрезультатностью поисков, экипажи трех кораблей взбунтовались, требуя возвращения в Испанию. Магеллан жестоко подавил бунт. Но неприятности на этом не закончились. 22 мая посланный на разведку вдоль побережья корабль «Сантьяго» разбился о скалы.
В сентябре 1520 года четыре оставшихся судна снялись с якорей и взяли курс на юг. И, наконец, в последних числах октября обнаружили пролив, который так долго искали. Сегодня он носит имя Магеллана. Корабли медленно шли вдоль узкого извилистого фарватера, опасаясь скал и рифов. Больше месяца потребовалось им на этот, в общем-то, недлинный путь. Когда же шедший первым «Сан-Антонио» покинул пролив, он самовольно повернул на юг и, обогнув южную оконечность Америки, вернулся в Испанию.
Три корабля продолжили плавание к берегам Азии. Во время этого трехмесячного перехода экспедиция не попала ни в один шторм, и Магеллан переименовал Южное море в Тихий океан.
На кораблях был практически исчерпан запас питьевой воды, съестные припасы испортили крысы, от болезней погибла большая часть экипажей.
Наконец, 24 января корабли достигли архипелага Туамоту, но лишь 6 марта моряки получили возможность сойти на берег одного из Марианских островов. Впервые за 99 дней плавания появилась возможность пополнить запасы питьевой воды и добыть свежую пищу.
Весной 1521 года суда достигли островов у восточного побережья Азии. Сегодня мы называем эти острова Филиппинскими.
Как и все захватнические плавания того времени, экспедиция Магеллана приступила к подчинению местного населения Испании. В одной из многочисленных стычек с аборигенами 27 апреля Магеллан погиб. Решено было уходить. Раджа острова Себу, уже присягнувший на верность королю Испании, пригласил испанцев на прощальный пир. На изрядно выпивших завоевателей напали, и 24 моряка оказались убиты.
В живых оставалось 115, что было явно недостаточно для управления тремя парусниками. Поэтому «Консепсьон» решили сжечь. Два оставшихся корабля подняли паруса и вышли в море. Немногочисленная команда, лишенная руководства, еще несколько месяцев добиралась до находящихся не столь далеко Молуккских островов.
Наконец цель экспедиции была достигнута. Западный путь к островам найден. Трюмы были заполнены пряностями, и суда готовились к возвращению, когда пришла весть о том, что португальский король объявил Магеллана предателем и отдал приказ взять суда в плен. И корабли срочно вышли в море. «Тринидад» взял путь на восток к испанским владениям в Панаме. Однако встречные ветра вынудили корабль вернуться на острова, где он был захвачен португальцами. Экипаж отослали на каторгу в Индию.
«Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано отправилась на запад в обход Африки. 6 сентября 1522 года, спустя 1081 день после начала экспедиции, на испанский берег суждено было сойти лишь 18 оставшимся в живых морякам. Вот эти 18 и были первыми, кому удалось обогнуть земной шар, чему в немалой степени способствовал случай. Ведь лишь угроза быть захваченным португальцами заставила Элькано пойти на запад, а не тем путем, который уже был пройден.
Как бы там ни было, но именно он, Хуан Себастьян Элькано, стал первым капитаном, проведшим корабль вокруг земного шара.