Кто из капитанов первым обогнул Землю ?

Первый капитан, обогнувший Землю был Хуан Себастьян Элькано. А разве не Магеллан? Конеч­но, нет! Магеллану это сделать не довелось.

Фернандо Магеллан происходил из знатного, но небо­гатого дворянского рода. В 1492-1504 годах он был пажом португальской королевы. Изучал навигацию, астрономию, космографию. В 1505-1513 годах Магеллан принимал учас­тие в морских сражениях с арабами, после чего получил чин капитана.

В 1517 году Магеллан перешел на службу к испанско­му королю Карлу, которому и предложил проект большого плавания. Его целью было найти западный путь к богатым пряностями Молуккским островам Малайского архипела­га в Индонезии.

Дело в том, что в 1493 году буллой папы римского была закреплена линия демаркации, проходившая вдоль мери­диана неподалеку от островов Зеленого Мыса. Новые зем­ли, открытые к западу от нее, отходили в собственность Испании, восточнее — Португалии.Кто из капитанов первым обогнул Землю

Магеллан взялся отправиться на Запад и достичь Мо­луккских островов, таким образом доказав их принадлеж­ность Испании. Чтобы осуществить задуманное, Магелла­ну предстояло найти пролив, связывающий Атлантический океан с Южным морем, как тогда называли Тихий океан.

Эти воды были открыты европейцам в 1517 году конкис­тадором Васко Нуньесом де Бальбоа. 22 марта 1518 года проект был утвержден и Магеллан назначен руководителем флотилии. Участникам плавания обещали двадцатую часть захваченных богатств.

20 сентября 1519 года пять небольших судов — «Три­нидад», «Сан-Антонио», «Сантьяго», «Консепсьон» и «Вик­тория» — вышли в море. На них в плавание отправилось 265 моряков. Ни о каком кругосветном путешествии речь не шла. Это было коммерческое предприятие, и, загрузив­шись пряностями, Магеллан собирался вернуться тем же путем, каким добрался до островов.

В конце декабря экспедиция достигла Ла-Платы и в те­чение месяца тщательно обследовала залив. Однако найти из него выход в Южное море не удалось, его просто не было. 2 февраля 1520 года суда двинулись дальше вдоль атлантического побережья Южной Америки. На ночь ко­рабли вставали на якорные стоянки, так как Магеллан бо­ялся в темноте не увидеть пролив, который он так упор­но искал. Так продолжалось до 31 марта, когда Магеллан принял решение встать на зимовку в бухте Сан-Хулиан. Недовольные условиями плавания и безрезультатностью поисков, экипажи трех кораблей взбунтовались, требуя возвращения в Испанию. Магеллан жестоко подавил бунт. Но неприятности на этом не закончились. 22 мая послан­ный на разведку вдоль побережья корабль «Сантьяго» раз­бился о скалы.

В сентябре 1520 года четыре оставшихся судна сня­лись с якорей и взяли курс на юг. И, наконец, в последних числах октября обнаружили пролив, который так долго искали. Сегодня он носит имя Магеллана. Корабли медленно шли вдоль узкого извилистого фарватера, опасаясь скал и рифов. Больше месяца потребовалось им на этот, в общем-то, недлинный путь. Когда же шедший первым «Сан-Антонио» покинул пролив, он самовольно повернул на юг и, обогнув южную оконечность Америки, вернулся в Испанию.

Три корабля продолжили плавание к берегам Азии. Во время этого трехмесячного перехода экспедиция не по­пала ни в один шторм, и Магеллан переименовал Южное море в Тихий океан.

На кораблях был практически исчерпан запас питье­вой воды, съестные припасы испортили крысы, от болез­ней погибла большая часть экипажей.

Наконец, 24 января корабли достигли архипелага Туамоту, но лишь 6 марта моряки получили возможность сойти на берег одного из Марианских островов. Впервые за 99 дней плавания появилась возможность пополнить запасы питьевой воды и добыть свежую пищу.

Весной 1521 года суда достигли островов у восточного побережья Азии. Сегодня мы называем эти острова Фи­липпинскими.

Как и все захватнические плавания того времени, экс­педиция Магеллана приступила к подчинению местного населения Испании. В одной из многочисленных стычек с аборигенами 27 апреля Магеллан погиб. Решено было уходить. Раджа острова Себу, уже присягнувший на вер­ность королю Испании, пригласил испанцев на прощаль­ный пир. На изрядно выпивших завоевателей напали, и 24 моряка оказались убиты.

В живых оставалось 115, что было явно недостаточно для управления тремя парусниками. Поэтому «Консепсьон» решили сжечь. Два оставшихся корабля подняли паруса и вышли в море. Немногочисленная команда, лишенная руководства, еще несколько месяцев добиралась до нахо­дящихся не столь далеко Молуккских островов.

Наконец цель экспедиции была достигнута. Западный путь к островам найден. Трюмы были заполнены прянос­тями, и суда готовились к возвращению, когда пришла весть о том, что португальский король объявил Магеллана предателем и отдал приказ взять суда в плен. И корабли срочно вышли в море. «Тринидад» взял путь на восток к испанским владениям в Панаме. Однако встречные вет­ра вынудили корабль вернуться на острова, где он был захвачен португальцами. Экипаж отослали на каторгу в Индию.

«Виктория» под командованием Хуана Себастьяна Элькано отправилась на запад в обход Африки. 6 сентября 1522 года, спустя 1081 день после начала экспедиции, на испанский берег суждено было сойти лишь 18 оставшимся в живых морякам. Вот эти 18 и были первыми, кому уда­лось обогнуть земной шар, чему в немалой степени спо­собствовал случай. Ведь лишь угроза быть захваченным португальцами заставила Элькано пойти на запад, а не тем путем, который уже был пройден.

Как бы там ни было, но именно он, Хуан Себастьян Элькано, стал первым капитаном, проведшим корабль вокруг земного шара.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Интересные факты, мифы, заблуждения © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх