Как Англиканская церковь отреагировала на дарвиновскую теорию эволюции ?

В целом, весьма положительно.

В 1860 г., после публикации «О происхождении видов», в Оксфордском университете состоялся диспут между Сэмюэлем Уилберфорсом, епископом Лондонским, и од­ним из самых пылких сторонников теории эволюции, Томасом Генри Хаксли (известным как «цепной пес Дар­вина»). В ходе дискуссии Уилберфорс саркастически осве­домился у Хаксли, по какой линии — бабки или деда — тот ведет свое происхождение от обезьяны. Но, откро­венно говоря, это не типичный пример реакции Церкви Англии.

Господствующей тенденцией в среде библейских умов ХIХ века было считать Священное Писание больше ис­торическим документом, подкрепленным археологичес­кими данными, нежели реальным Словом Господним. В результате многие высокопоставленные англиканцы Викторианской эпохи относились к Библии так же, как и придерживающиеся умеренных взглядов наши современ­ники-христиане, — как к сборнику метафор, а не как к буквальной летописи.Как Англиканская церковь отреагировала на дарвиновскую теорию эволюции

В том же году, когда происходил пресловутый диспут, директор Рагбискул, а позднее архиепископ Кентерберийский Фредерик Темпл произнес проповедь, превозно­сящую Дарвина. Ученые могут приводить сколь угодно много законов Вселенной, объявил он, но «перст Божий» будет в каждом из них. Влиятельный писатель и про­поведник преподобный Чарльз Кингсли также искрен­не поздравил Дарвина. «Это даже лучше, чем сотворить мир, — писал Кишели в своем письме к Дарвину. — Бог сотворяет так, что мир сам сотворяет себя!»

К тому времени, когда Дарвин впрямую вступил в диспут о происхождении человека («Происхождение че­ловека», 1871), в высшем духовенстве было не мень­ше священнослужителей, принимавших его теорию на подобных же основаниях, чем тех, кто (как Уилберфорс) еще упорствовал, возражая против нее. Вместе с тем многие ученые (включая Хаксли) продолжали под­держивать обязательное преподавание Библии в шко­лах.

«О происхождении видов путем естественного отбора, или Сохранение благоприятствуемых пород в борьбе за жизнь» (таково было изначальное название книги) стало первым по-настоящему популярным изложением научной теории. Выпущенный Джоном Мюрреем, первый тираж разошелся до того, как был напечатан, и Дарвин подго­товил еще пять изданий, исправленных и пересмотрен­ных. Многие из первых рецензий на книгу были враж­дебными, создавались «антиэволюционные» организации, Дарвина поднимали на смех, однако насмешек от полити­ков и редакторов было не меньше, чем от служителей Церкви. Дарвину пришлось привыкать к карикатурам в газетах — со своей головой на туловище обезьяны, — а когда он приехал в Кембридж получать почетную сте­пень, студенты встретили его чучелом обезьяны, свисав­шим на веревке с крыши.

Подчас труды Дарвина попросту игнорировались. В 1859 г., как раз перед выходом «О происхождении видов», президент Лондонского геологического общества наградил Дарвина почетной медалью за его геологичес­кие экспедиции в Анды и четырехтомный труд о морских уточках, ни словом не упомянув о книге.

Сам Дарвин веру в Бога утратил, но в его намерения не входило ниспровергнуть религию. Он всегда называл себя агностиком, но не атеистом. И Англиканская цер­ковь, конечно, не забыла о нем. Когда в 1882 г. Дарвин скончался, именно она удостоила его высочайшим при­знанием. Он был погребен в Вестминстерском аббатстве, рядом с величайшими учеными Англии — Майклом Фарадеем и Исааком Ньютоном.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Интересные факты, мифы, заблуждения © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх