Кто изобрел конвейер?

При ответе на этот вопрос чаще всего упоминают имя знаменитого американского промышленника Генри Форда. Но так ли верно это утверждение?

Давайте разбираться.

Как ни странно, правильность ответа зависит от того, что понимать под этим термином — «конвейер». Не было ли конвейером то, что организовал еще в конце XVIII века американский предприниматель Эли Уитни? В стране шли приготовления к войне, и правительство готово было выдать весьма выгодный срочный заказ на производство стрелкового оружия.

Но никто не брался поставить столь большое количество мушкетов в столь сжатые сроки. Дело в том, что мушкет в то время, как и большинство механизмов, был штучным изделием: его от начала и до конца изготавливал один мастер. Причем два экземпляра, сделанные им, незначительно, но отличались друг от друга. Что уж говорить о мушкетах двух разных оружейников! Естественно, штучное производство было делом небыстрым и требовало огромного числа квалифицированных специалистов.

Эли Уитни нашел решение этой проблемы в 1798 году.
Кто изобрел конвейер
Были изготовлены шаблоны каждой детали мушкета, и собранные Уитни мастера отныне делали лишь одну деталь оружия, но в точном соответствии с образцом. Теперь
стоявший последним в технологической цепочке сборщик мог взять из ящика любое дуло, любой приклад, любой спусковой механизм — все они подходили друг к другу. Можно ли назвать то, что сделал в 1801 году Эли Уитни, конвейером? Если вы подразумеваете под конвейером ленту транспортера, то нет. Но, согласитесь, конвейерное производство как технологический процесс было создано!

Эли Уитни

Эли Уитни

Теперь поговорим именно о ленте транспортера, то есть механизме, который свел к минимуму перемещения рабочих, доставляя объект приложения их рук прямо на рабочее место труженика. Такой конвейер мы обнаружим в отрасли весьма далекой от автомобилестроения. И, что самое любопытное, на этой линии осуществлялся не монтаж, а наоборот, демонтаж конструкции. Причем конструкцией этой было совсем не творение рук человеческих.

Впрочем, хватит загадок, мы отправляемся на знаменитые бойни Чикаго. Здесь Густав Смит организовал крупнейший мясной концерн, перерабатывающий за час до 1200 животных. Что же обеспечило столь высокую производительность труда? Разделочная линия! Туша животного двигалась на транспортере мимо стоящих по обе стороны от нее мясников. Каждый из них раз за разом делал лишь одно движение, отсекая от каждой туши один и тот же кусок мяса. Таким образом, в конце технологической цепочки оставался лишь голый скелет, который, впрочем, тоже шел на переработку — из него делали костную муку. Недаром фраза Смита «я использую у свиньи все, кроме поросячьего визга» стала крылатой. Кстати, конвейер использовался не только на разделочной линии.
Консервирование и упаковка мяса тоже производились на движущейся ленте.

Конвейер

Через двадцать восемь лет после открытия, в 1903 году, предприятие Смита посетил высокий мужчина со щеточкой усов. Он не обращал внимания ни на жуткий запах, ни на, мягко говоря, не самые стерильные условия производства. Его взгляд был прикован к движущимся по наклонному рельсу под действием силы тяжести тушам, попадавшим под нож то одного, то другого раздельщика. Восторженного экскурсанта звали Генри Форд, ему было 40 лет, и он уже собрал в дровяном сарае свой первый автомобиль.

Генри Форд

Генри Форд

Собрал, как все машиностроители того времени, кустарным способом. Автомобили, подобно мушкетам, упоминавшимся выше, были штучными экземплярами. Деталь одного не подходила другому. Любой ремонт, требующий замены агрегата, превращался в сложную техническую головоломку.
Дальнейший прогресс автомобилестроения был невозможен без решения проблемы стандартизации узлов и деталей. И решение этой задачи связано с именем генерального менеджера компании «Кадиллак» Генри Лилэнда. Именно его усилиями фирма первой среди машиностроителей добилась полной идентичности деталей своих автомобилей одной серии. В 1908 году, чтобы продемонстрировать взаимозаменяемость деталей, лондонский дилер «Кадиллака» Фредерик Беннет решился на необычный эксперимент.

Из партии в восемь одноцилиндровых автомобилей серии «А» были произвольно отобраны три экземпляра. Их перегнали на трек Бруклэндс, где они прошли по трассе несколько кругов. После этого тестового испытания все три «Кадиллака» были отогнаны в гараж и разобраны на 721 деталь каждый. Все детали перемешали и 90 из них изъяли, заменив аналогичными со склада Беннета. Когда все три автомобиля вновь собрали, изумлению публики не было предела. Они не только завелись, но и прошли после этого 500 миль по треку с максимальной скоростью 54,4 километра в час! Это было поистине чудом, и «Кадиллак» получил специальную премию автомобилестроителей за достижение небывалых высот в стандартизации.

Другим шагом на пути к созданию конвейерной сборочной линии в машиностроении стало новшество, появившееся еще в 1903 году в компании «Олдсмобиль». На вновь построенном после пожара заводе в Детройте была задействована новая сборочная линия. Детали и узлы будущего автомобиля перемещались на ней от одного рабочего места к другому на специальных тележках. Этот прообраз конвейера позволил увеличить выпуск автомобилей с 400 до 5000 в год.

Конвейер Форда

Создавая свое конвейерное производство, Генри Форд взял на вооружение весь накопленный до него опыт. В результате легендарная модель «Т» изготавливалась за два часа и стоила менее 400 долларов! С 1913 по 1929 год половину всех продаваемых в США автомобилей составляли «Форды».
Результат потрясающий, но вряд ли дающий право назвать Генри Форда единоличным изобретателем конвейера!

На ту же тему
Обсуждение: 2 комментария
  1. Роман:

    Меняйте текст статьи.
    Сборку мушкетов из деталей придумал француз Оноре Блан в 1777 году. Но никто из европейских оружейников не заинтересовался — любой дурак мог начать собирать мушкеты.
    Лет через десять, Блан со своей идеей обратился к американскому послу во Франции Томасу Джефферсону. Джефферсон пытался уговорить Блана переехать в Америку, но безуспешно, поэтому он написал американскому госсекретарю с этой идеей, а когда вернулся в США работал над его финансированием. Президент Джордж Вашингтон одобрил эту идею, и к 1798 году был заключен контракт с Эли Уитни на 12 000 мушкетов, собранных в соответствии с новой системой.

  2. Всегда думал, что конвеир придумал Форд. Отличная, позновательная статья

Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Интересные факты, мифы, заблуждения © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх