- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
Если уж составители кроссвордов включают в него Черепановых, то будьте уверены — вам предложат назвать фамилию братьев, создателей первого российского паровоза. И правда, первый действующий паровоз собрали мастеровые промышленников Демидовых — механики Черепановы.
Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович. Не надо обладать дедукцией Шерлока Холмса, чтобы, обратив внимание на имена, догадаться: один был сыном второго! И это так! Черепановы были отцом и сыном, а не братьями.
Ефим Алексеевич происходил из приписных крестьян знаменитых уральских горнозаводчиков Демидовых. С ранних лет он трудился на заводе, где был обучен не только грамоте, но и основам механики. Ефим Черепанов прослыл знатоком гидравлического оборудования и в 1822 году назначен «по Нижне-Тагильским заводам главным механиком». Интересно, что даже на этом посту он продолжал до 1833 года оставаться крепостным.
Сын Мирон родился в семье Ефима Алексеевича в 1803 году. Обучался он у отца и уже в 16 лет получил должность его помощника. Долгие годы отец и сын, сменивший после смерти отца на его посту, усовершенствовали металлургическое, лесопильное, мукомольное и золотодобывающее оборудование.
1833 год был знаменателен для отца не только получением вольной, но и поездкой в Англию, куда Демидовы направили Ефима для знакомства с передовой техникой оборудования производства. Поездка не прошла даром. После возвращения Ефима Алексеевича в Россию Черепановы приступили к созданию «сухопутного парохода». Уже через год первый отечественный паровоз, как назовут его позже, был собран. А в 1835 отец и сын собрали еще один «сухопутный пароход», более мощный, и предложили сделать «чугунные колесопроводы» от Выйского завода до Медного рудника. Лишь после создания первого железнодорожного пути длиной 854 метра получил вольную и сын — Мирон Черепанов.
Как ни покажется странным, но дальнейшая эксплуатация паровозов Черепановых была приостановлена. Вместо них вагонетки по рельсам стали возить лошади, что было гораздо экономичней. Дело в том, что леса вокруг крупных заводов были вырублены вокруг на многие десятки километров, и доставлять дрова для паровых машин становилось год от года дороже и хлопотней.
Угольные разработки, подъездные пути к ним, средства доставки топлива — все это появится позже.
Но и без паровозов отец и сын без дела не остались. В их послужном списке, помимо прочего оборудования, создание двадцати паровых машин мощностью от 2 до 60 лошадиных сил.