Кто создал первый российский паровоз ?

Если уж составители кроссвордов включают в него Черепановых, то будьте уверены — вам предложат на­звать фамилию братьев, создателей первого российского паровоза. И правда, первый действующий паровоз собра­ли мастеровые промышленников Демидовых — механики Черепановы.

Ефим Алексеевич и Мирон Ефимович. Не надо обладать дедукцией Шерлока Холмса, чтобы, обра­тив внимание на имена, догадаться: один был сыном вто­рого! И это так! Черепановы были отцом и сыном, а не братьями.

Ефим Алексеевич происходил из приписных кресть­ян знаменитых уральских горнозаводчиков Демидовых. С ранних лет он трудился на заводе, где был обучен не только грамоте, но и основам механики. Ефим Черепа­нов прослыл знатоком гидравлического оборудования и в 1822 году назначен «по Нижне-Тагильским заводам главным механиком». Интересно, что даже на этом посту он продолжал до 1833 года оставаться крепостным.Кто создал первый российский паровоз

Сын Мирон родился в семье Ефима Алексеевича в 1803 году. Обучался он у отца и уже в 16 лет получил долж­ность его помощника. Долгие годы отец и сын, сменив­ший после смерти отца на его посту, усовершенствовали металлургическое, лесопильное, мукомольное и золотодо­бывающее оборудование.

1833 год был знаменателен для отца не только полу­чением вольной, но и поездкой в Англию, куда Демидовы направили Ефима для знакомства с передовой техникой оборудования производства. Поездка не прошла даром. После возвращения Ефима Алексеевича в Россию Чере­пановы приступили к созданию «сухопутного парохода». Уже через год первый отечественный паровоз, как назовут его позже, был собран. А в 1835 отец и сын собрали еще один «сухопутный пароход», более мощный, и предложи­ли сделать «чугунные колесопроводы» от Выйского завода до Медного рудника. Лишь после создания первого желез­нодорожного пути длиной 854 метра получил вольную и сын — Мирон Черепанов.

Как ни покажется странным, но дальнейшая эксплу­атация паровозов Черепановых была приостановлена. Вместо них вагонетки по рельсам стали возить лошади, что было гораздо экономичней. Дело в том, что леса вок­руг крупных заводов были вырублены вокруг на многие десятки километров, и доставлять дрова для паровых ма­шин становилось год от года дороже и хлопотней.

Угольные разработки, подъездные пути к ним, сред­ства доставки топлива — все это появится позже.

Но и без паровозов отец и сын без дела не остались. В их послужном списке, помимо прочего оборудования, создание двадцати паровых машин мощностью от 2 до 60 лошадиных сил.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Интересные факты, мифы, заблуждения © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх