Государевая дорога

Кто из нас не помнит о знаменитом «волочении» кораблей посуху войсками Петра I и штурме крепости «Орешек»?

В книгах о русской истории этому посвящено немало страниц.

В каких только целях это ни использовали: и для доказательства жестокости царя, и для его возвеличивания как полководца. А корабли-то не волокли!

Дело в том, что в столь сложной операции просто не было смысла. Ни один источник того времени не упоминает о подобном способе переброски войск в тыл врага.

Первое упоминание о кораблях на Государевой («Осударевой») дороге появляется в конце XIX века в трудах известного морского историка, контрадмирала Федора Федоровича Веселаго: «К каждой яхте определено было по 100 подвод лошадей с подводчиками и по 100 человек пеших».

С тех пор это заблуждение прочно укоренилось в учебниках.

По свидетельству современников, по «Осударевой дороге» в тыл шведам были переброшены полки Бордовика и Шневенца, в то время как Семеновский и Преображенский полки шли на кораблях по морю. Зажав шведов в клеши, они взяли крепость быстрым штурмом, немало удивив Карла XII, который никак не ожидал увидеть русских за своей спиной.

Именно этот маневр молодого царя положил начало его славе в качестве великого полководца и стратега — что пришлось признать даже королю Карлу, — а вовсе не волочение кораблей посуху.

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Интересные факты, мифы, заблуждения © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх