- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
Кто из нас не помнит о знаменитом «волочении» кораблей посуху войсками Петра I и штурме крепости «Орешек»?
В книгах о русской истории этому посвящено немало страниц.
В каких только целях это ни использовали: и для доказательства жестокости царя, и для его возвеличивания как полководца. А корабли-то не волокли!
Дело в том, что в столь сложной операции просто не было смысла. Ни один источник того времени не упоминает о подобном способе переброски войск в тыл врага.
Первое упоминание о кораблях на Государевой («Осударевой») дороге появляется в конце XIX века в трудах известного морского историка, контрадмирала Федора Федоровича Веселаго: «К каждой яхте определено было по 100 подвод лошадей с подводчиками и по 100 человек пеших».
С тех пор это заблуждение прочно укоренилось в учебниках.
По свидетельству современников, по «Осударевой дороге» в тыл шведам были переброшены полки Бордовика и Шневенца, в то время как Семеновский и Преображенский полки шли на кораблях по морю. Зажав шведов в клеши, они взяли крепость быстрым штурмом, немало удивив Карла XII, который никак не ожидал увидеть русских за своей спиной.
Именно этот маневр молодого царя положил начало его славе в качестве великого полководца и стратега — что пришлось признать даже королю Карлу, — а вовсе не волочение кораблей посуху.