Черный ящик. Почему он красный ?

Он оранжевый или красный. А называют его «чер­ным». И форма у него не прямоугольная. А именуется он «ящиком». Что же такое «черный ящик» и каков он на са­мом деле?

Ну, во-первых, окрашен этот прибор в яркие цвета. Оно и понятно — искать легче. Во-вторых, «ящику» в по­следнее время придают цилиндрическую или даже круг­лую форму — она лучше выдерживает ударные нагрузки, что, согласитесь, для этого устройства немаловажно. Ну, и, в-третьих, официальное название прибора — борто­вой самописец, а не какой-то там примитивный «черный ящик». Давайте без фамильярностей!

Ведь перед нами — сложный авиационный прибор, конструкторы которого использовали самые передовые достижения современной науки и техники. Именно данные, сохраненные бортовым самописцем, позволяют специалистам докопаться до истинных причин авиака­тастрофы, чтобы постараться избежать повторной тра­гедии.Черный ящик. Почему он красный

Дилетанты считают, что функции этого прибора сво­дятся к записям переговоров летчиков с диспетчерскими службами и между собой. Это не так. Разговоры — лишь незначительная часть информации, которую фиксирует устройство. Основная же — это полетные данные, считан­ные бортовым самописцем с приборов самолета на про­тяжении всего полета. В современном самолете «черный ящик» фиксирует до пятисот различных параметров. Вся эта информация скапливается в модуле памяти. Самые ре­волюционные изменения в конструкции прибора в послед­ние годы претерпел именно он. Еще полтора десятка лет назад данные записывались на перфоленту. Ей на смену пришла магнитная пленка — носитель не менее нежный и капризный. Позже научились записывать информацию на специальную магнитную проволоку. Сегодня в прибо­ре установлена хорошо знакомая любому современному пользователю компьютера флешка, или, правильнее гово­ря, флеш-память.

Вся электронная начинка спрятана внутри прочного корпуса. Его броня должна выдержать удар о землю при падении с огромных высот. Но этого мало, внутренности «черного ящика» обязаны остаться в целости и сохран­ности во время страшного пожара, обычно сопровожда­ющего авиакатастрофу. Вспомните каркас американских башен-близнецов, не выдержавший температуры горения авиационного топлива после атаки летчиков-террористов. По международным нормам бортовой самописец должен «выстоять» один час при температуре тысяча сто градусов Цельсия. Именно такова температура горения авиацион­ного керосина.

Нет, флешка, конечно, не столь термостойка. Просто все полые части прибора заполняются специальным по­рошком, именно он не позволяет температуре внутри са­мописца подняться выше ста шестидесяти градусов. При нагревании в порошке начинается химическая реакция, сопровождающаяся поглощением большого количества тепловой энергии.

А помогает обнаружить прибор радиомаяк, встроен­ный в корпус устройства. Он включается в случае аварии автоматически.

Как видите, с развитием техники конструкция бор­тового самописца неустанно совершенствуется. И лишь одно остается неизменным — прозвище «черный ящик», меньше всего соответствующее действительности.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Интересные факты, мифы, заблуждения © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх