Как США отреагировали на потопление «Лузитании» ?

США не объявили войну Германии, как ошибочно счи­тают многие. «Лузитания» была потоплена в мае 1915 г. Америка не вступала в Первую мировую войну вплоть до апреля 1917 г.

С лета 1914 г. большая часть Европы находилась в состоянии войны. Германия регулярно атаковала торго­вые суда, следовавшие курсом в Британию, с намерением уморить страну голодом и принудить сложить оружие. США при этом упорно держали нейтралитет.

Первоначально германские субмарины следовали так называемым «Крейсерским правилам» (установленным Гаагской конвенцией в 1907 г.), по которым капитан во­енного судна, собирающийся атаковать судно граждан­ское, обязан был сделать предупредительный выстрел и дождаться, пока пассажиры покинут корабль. Но когда британцы стали маскировать военные суда под граждан­ские и использовать их для перевозки оружия, Германия приняла политику «топить без предупреждения».Как США отреагировали на потопление «Лузитании»

Уинстон Черчилль, в то время первый лорд Адмиралтейства, даже приветствовал такое состояние дел, надеясь, что герман­цы потопят какой-нибудь нейтральный корабль и Амери­ка будет вынуждена вступить в войну. В своей небезыз­вестной памятной записке президенту Торговой палаты Черчилль писал: «Нам нужен транспорт — и чем боль­ше, тем лучше; и если какой-то из кораблей попадет в беду — нам это только на руку».

«Лузитания» была шикарным пассажирским лайнером, жемчужиной компании «Кьюнард Лайн». (Она не была, как ошибочно считают многие, близнецом «Титаника», принадлежавшего компании «Уайт Стар Лайн».) 1 мая 1915 г. германское правительство поместило в утренних нью-йоркских газетах объявление, напоминавшее путе­шественникам, что суда под британским флагом могут быть подвергнуты уничтожению в зоне боевых действий вокруг Британских островов и что пассажиры, собираю­щиеся в круиз, делают это «на свой страх и риск». Зло­вещее уведомление было опубликовано в тот самый день, когда  «Лузитания»  готовилась покинуть Нью-Йорк и взять курс на Ливерпуль. Капитан «Лузитании» Тернер расценил это как «лучшую шутку за последние дни» и заверил пассажиров, что при максимальной скорости в 26 узлов (почти 50 км/ч) его лайнер слишком быстр для немецких субмарин класса U*.

Одна торпеда — вот, собственно, и всё, что понадоби­лось, чтобы потопить корабль. Это произошло в 13 км от побережья Ирландии 7 мая 1915 г. Лайнер затонул все­го за восемнадцать минут, 1198 человек погибли, вклю­чая более сотни детей — по большей части, младенцев.

Кто-то из выживших с ужасом вспоминал, как он плыл меж трупов детей, «точно средь кувшинок в пруду».

Когда капитана Тернера поднимали из воды, бедняга не выдержал: «Ну что за злой рок! Разве я это заслу­жил?!» Всего было найдено 239 трупов, треть из которых так и не опознали. Среди погибших оказалось 128 амери­канцев.

Британцы вкупе с милитаристски настроенными кру­гами в США были в восторге от резонанса, произведен­ного в Америке «звериной жестокостью» немцев. Под нажимом мирового сообщества Германия спешно отказа­лась от стратегии «топить без предупреждения» и возоб­новила ее лишь в январе 1917 г., когда уже точно знала, что войны с США не избежать.

И хотя президент Вудро Вильсон не поддался давле­нию своих разгневанных граждан и не объявил Германии войну, военная значимость трагедии «Лузитании» не вы­зывает сомнений.

Кое-кто из историков высказывает следующее мне­ние: вынудив немцев после потопления «Лузитании» воз­держаться от практики «топить без предупреждения» на критической стадии конфликта, Антанта получила стра­тегический  перевес,   предопределивший  исход   войны.

*Немецкие подлодки U-20 имели надводную скорость 13 узлов и подводную — 7 узлов.

На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Интересные факты, мифы, заблуждения © 2011 - 2024 Тема сайта и техподдержка от GoodwinPress Наверх