- Русский мат к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
- Как умер гунн Аттила ? к записи
- Великая теорема Ферма до сих пор не доказана к записи
Он оранжевый или красный. А называют его «черным». И форма у него не прямоугольная. А именуется он «ящиком». Что же такое «черный ящик» и каков он на самом деле?
Ну, во-первых, окрашен этот прибор в яркие цвета. Оно и понятно — искать легче. Во-вторых, «ящику» в последнее время придают цилиндрическую или даже круглую форму — она лучше выдерживает ударные нагрузки, что, согласитесь, для этого устройства немаловажно. Ну, и, в-третьих, официальное название прибора — бортовой самописец, а не какой-то там примитивный «черный ящик». Давайте без фамильярностей!
Ведь перед нами — сложный авиационный прибор, конструкторы которого использовали самые передовые достижения современной науки и техники. Именно данные, сохраненные бортовым самописцем, позволяют специалистам докопаться до истинных причин авиакатастрофы, чтобы постараться избежать повторной трагедии.
Дилетанты считают, что функции этого прибора сводятся к записям переговоров летчиков с диспетчерскими службами и между собой. Это не так. Разговоры — лишь незначительная часть информации, которую фиксирует устройство. Основная же — это полетные данные, считанные бортовым самописцем с приборов самолета на протяжении всего полета. В современном самолете «черный ящик» фиксирует до пятисот различных параметров. Вся эта информация скапливается в модуле памяти. Самые революционные изменения в конструкции прибора в последние годы претерпел именно он. Еще полтора десятка лет назад данные записывались на перфоленту. Ей на смену пришла магнитная пленка — носитель не менее нежный и капризный. Позже научились записывать информацию на специальную магнитную проволоку. Сегодня в приборе установлена хорошо знакомая любому современному пользователю компьютера флешка, или, правильнее говоря, флеш-память.
Вся электронная начинка спрятана внутри прочного корпуса. Его броня должна выдержать удар о землю при падении с огромных высот. Но этого мало, внутренности «черного ящика» обязаны остаться в целости и сохранности во время страшного пожара, обычно сопровождающего авиакатастрофу. Вспомните каркас американских башен-близнецов, не выдержавший температуры горения авиационного топлива после атаки летчиков-террористов. По международным нормам бортовой самописец должен «выстоять» один час при температуре тысяча сто градусов Цельсия. Именно такова температура горения авиационного керосина.
Нет, флешка, конечно, не столь термостойка. Просто все полые части прибора заполняются специальным порошком, именно он не позволяет температуре внутри самописца подняться выше ста шестидесяти градусов. При нагревании в порошке начинается химическая реакция, сопровождающаяся поглощением большого количества тепловой энергии.
А помогает обнаружить прибор радиомаяк, встроенный в корпус устройства. Он включается в случае аварии автоматически.
Как видите, с развитием техники конструкция бортового самописца неустанно совершенствуется. И лишь одно остается неизменным — прозвище «черный ящик», меньше всего соответствующее действительности.