Где самая соленая на свете вода ?

Не в Мертвом море.

Самая соленая вода в мире находится в озере Дон-Жуан, в Сухих Долинах, на северо-востоке Антарктики. И хотя Дон-Жуан называют озером, на самом деле это скорее лужа — со средней глубиной менее 15 см.

Вода ее настолько соленая, что даже не замерзает, несмотря на температуру воздуха -50 °С Вода Дон-Жуана — это на 40% соль, что в восемнадцать раз солонее морской воды и более чем в два раза солонее Мертвого моря (которое, в свою очередь, лишь в восемь раз солонее океанов).

Озеро Дон-Жуан было открыто случайно в 1961 г. и названо в честь двух пилотов-вертолетчиков ВМФ США — лейтенантов Дональда Роу и Джона Хики (от­сюда «Дон-Джон», или «Дон-Хуан» по-испански), совер­шивших первую экспедицию для его изучения.
Где самая соленая на свете вода
Вероятно, это самая интересная лужа на всей нашей планете. С учетом того, что антарктические Сухие Доли­ны — самое сухое и самое холодное место Земли, удиви­тельно, что там вообще есть вода. И попала она туда не с небес — для снега и дождя там чересчур холодно и ветрено; вода просочилась из-под земли, медленно соло­нея по мере испарения верхних слоев. Вопреки всем бесперспективным для наличия в озере жизни условиям, она (к удивлению первых исследователей) там все же была — в виде скудных подстилок из синезеленых водо­рослей, дававших приют процветающему сообществу бактерий, дрожжей и грибов.

По причинам, оставшимся неясными по сей день, с момента первой экспедиции уровень воды в озере сни­зился больше чем вдвое, и жизни там не осталось совсем. Но даже это существенно, ибо вода Дон-Жуана по-пре­жнему содержит закись азота (более известную как «ве­селящий газ») — вещество, для производства которого нужна, как считалось ранее, органическая жизнь. В дан­ном же случае, очевидно, что «веселящий газ» являлся побочным продуктом реакции между солями в озере и окружающими его вулканическими базальтовыми по­родами.

Если на Марсе таки обнаружат жидкую воду, скорее всего, она будет в виде холодных соленых луж, точь-в-точь как в озерце Дон-Жуан. К тому же мы теперь знаем, что, по крайней мере, некоторые из требуемых для производ­ства жизни азотсодержащих химикатов могут встречаться даже в самых что ни на есть суровых условиях.

Не в пример Дон-Жуану, в Мертвом море жизнь бьет ключом. Рыбы там, конечно же, нет, зато водорослей — хоть пруд пруди. Ими питаются микробы — галобактерии. Принадлежат они к семейству архей — старейшей форме жизни на нашей планете. Археи настолько древ­ние, что по эволюционной шкале человек намного ближе к бактериям, чем сами бактерии к археям. Как и бывшие обитатели озера Дон-Жуан, галобактерии — «экстремо-филы», т. е. способны существовать в экстремальных условиях, некогда считавшихся непригодными для жизни.

Галобактерия также известна как «микроб возрожде­ния», поскольку может латать собственную ДНК (по­вреждаемую высокими концентрациями солей). Если на­учиться это использовать, раковые больные сильно выиг­рали бы. Реальностью стали бы и пилотируемые полеты на Марс: можно было бы защитить ДНК астронавтов от интенсивного воздействия радиации в межпланетном пространстве.