Самое крупное озеро

Где находится самое крупное из известных озер?

В 842 млн миль от нас, в самом центре Солнечной системы.

В 2007 г. космический зонд «Кассини—Гюйгенс» от­правил на Землю снимки Титана — крупнейшего спут­ника планеты Сатурн. Радиолокационное изображение, полученное рядом с северным полюсом Титана, выяви­ло гигантское озеро, покрывающее, по оценкам ученых, 388 500 кв. км поверхности спутника, что существенно больше Каспийского моря — крупнейшего озера на Зем­ле с площадью 370 400 кв. км.

Озеро получило название Кракен Маре: таге — от латинского «море», а кгакеп — это морское чудовище из скандинавской мифологии.

Самое крупное озеро

На Титане много других озер, и это единственные стабильные жидкостные емкости за пределами Земли, известные науке. Правда, жидкость эта отнюдь не вода: средняя температура Титана -181 °С, и любая вода про­мерзла бы там насквозь. Это озера сжиженных газов, метана и этана — главных ингредиентов природного газа нашей планеты, и настолько холодны, что, возможно, даже содержат замороженные «метанберги».

По химическому составу Титан считают сходным с Землей тех времен, когда на ней только зарождалась жизнь, и это единственный спутник во всей Солнечной системе, у которого имеется своя атмосфера.

В 2004 г. букмекерская контора «Лэдброукс» (совмес­тно с журналом «Нью сайнтист») в качестве рекламного хода предложила ставки 10 000 к 1 против того, что на Титане обнаружится жизнь. Может, рискнуть да поста­вить на это титан-другой? («Титан» — это облигация достоинством в 100 миллионов фунтов стерлингов, ис­пользуемая Банком Англии в межбанковских расчетах.)

Хотя, по здравом размышлении, наверное, все же нет. Развитие ДНК на Титане маловероятно в силу крайнего холода и отсутствия жидкой воды. Тем не менее, некото­рые астробиологи допускают, что углеводородные озера Титана могут поддерживать формы жизни, использующие для дыхания водород вместо кислорода. Согласно другой теории, жизнь могла попасть на Титан с Земли — через микробы, прилипшие к обломкам камней, выбитых с орбиты нашей планеты бродячими астероидами. Теория эта носит название панспермия (от греческих pan, «весь», «всякий», и sperma, «семя») и еще в V веке до н. э., когда ее впервые предложил греческий философ-космо­лог Анаксагор, применялась для объяснения появления жизни на Земле.

С уверенностью можно сказать одно: по мере того как Солнце становится горячее, температура на Титане также будет расти, делая все более вероятными подходя­щие для жизни условия. Существование «Лэдброукс» в этой связи, скажем, через шесть миллиардов лет и их возможность выплатить выигранные деньги вызывают намного больше сомнений.

Зонд «Кассини—Гюйгенс» назван так в честь двух ве­ликих людей, Джованни Доменико Кассини (1625—1712) — итальянского астронома, открывшего четыре новых спут­ника Сатурна в период с 1671 по 1684 г., и голландского энциклопедиста Христиана Гюйгенса (1629—1695) — того самого, что обнаружил кольцо Сатурна и, собственно, Ти­тан.

Среди других достижений Гюйгенса разработка тео­рии центробежной силы, публикация книги об использова­нии вероятностей при игре в кости, изобретение первых маятниковых часов и составление первого в мире физиче­ского уравнения.