- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- В далеком будущем Солнце погаснет, а Земля замерзнет к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
- Сколько ног у осьминога ? к записи
Стандартный ответ: современные врачи дают клятву-Гиппократа.
Эта сентенция содержит сразу два положения, которые мы попытаемся оспорить.
Во-первых, имел ли Гиппократ отношение к клятве, был ли ее автором?
Сомнительно! Достоверных фактов, подтверждающих сей факт, нет. А вот текст клятвы содержит фразы, позволяющие усомниться в авторстве знаменитого древнегреческого врача.
«Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство…» Этими словами начинается текст того, что принято называть «Клятвой Гиппократа». А ведь именно «отец медицины», как принято называть великого грека, был первым, кто призывал видеть в людских недугах физиологические, а не божественные причины. Гиппократ заложил фундамент научного подхода к медицине, всячески отделяя ее от религии. Впрочем, клясться богами — еще не значит уповать на них в своей деятельности.
Но есть и другие положения клятвы, наводящие на сомнения. Например, эта: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного средства».
Дело в том, что медицинским, религиозным и этическим нормам Древней Греции эти запреты не соответствовали. Они придут к человечеству лишь четыре столетия спустя, вместе с христианской моралью. Во времена Гиппократа же доктрина «не убий» еще не стала нормой повседневной жизни.
Читаем дальше. «Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью». Почему? «Отец медицины» не отрицал хирургических методов лечения, более того, описание многих операций можно найти в «Сборнике Гиппократа» — собрании передовых для того времени медицинских воззрений.
Теперь перейдем к другой стороне утверждения, вынесенного в первое предложение этой главы. Если с авторством Гиппократа еще можно спорить, то второй аспект однозначен: тот текст, который произносят медики сегодняшнего дня, весьма далек от того, который мы цитировали ранее. И это понятно. Вряд ли нынешним эскулапам надо клясться в том, что устарело и с моральной, и с научной точки зрения. Вот почему текст неоднократно менялся с течением времени; не только в каждой стране, но и в различных медицинских учреждениях он содержит отличающиеся формулировки.
Исчезли из нынешних клятв не только воззвания к богам, но и, например, обещание не иметь любовных связей с пациентами.
Возможно, время заставит еще не раз пересмотреть текст клятвы. Что будут торжественно обещать врачи завтрашнего дня, сказать трудно. Одно лишь можно утверждать с большой долей вероятности — вряд ли это будет тот канонический текст, авторство которого приписывают «отцу медицины» Гиппократу.